Французская команда остановила хорватских нацистов
Сборная Франции одержала победу над хорватами в финале чемпионата мира по футболу 2018 года и стала победителем турнира. В этом году хорватские футболисты запомнились не только великолепной игрой на поле, но и многочисленными нацистскими провокациями, чем вызвали негодование фанатов и чиновников FIFA.
Среди них особенно отличился защитник сборной Хорватии Домагай Виде. Первое видео с Видой, скандирующим лозунг «Слава Украине», появилось 7 июля сразу после победы сборной Хорватии над национальной командой России в четвертьфинале чемпионата мира по футболу. За эту запись Вида получил предупреждение, скаут хорватской команды Огнен Вукоевич, также появившийся в кадре, был отстранён от работы на турнире.
9 июля в сети появилось ещё одно видео, на котором Вида скандирует «Слава Украине» и, помимо этого, произносит фразу «Белград, горит». Таким образом, футболист призывает к уничтожению и новому геноциду сербов.
Геноцид сербов (1941—1945 гг.) — уничтожение, преследование и дискриминация сербов в годы Второй мировой войны на территории оккупированного Королевства Югославия. Точное число жертв неизвестно до сих пор. По разным оценкам, именно в результате геноцида погибло от 197 000 человек до 800 000 человек. Основным организатором геноцида был фашистский режим усташей в Независимом Государстве Хорватия и немецкие оккупационные администрации. В официальном докладе НОАЮ, опубликованном 26 мая 1945 года, названо общее число жертв войны (люди всех национальностей погибли или умерли в результате войны) — 1 685 000.
Так причем здесь «Слава Украине»?
ФИФА начала новое расследование в отношении Хорватии. На этот раз отличились болельщики. Празднуя победу над сборной России, они вскидывали руки в нацистском приветствии и размахивали флагами усташей, хорватского аналога бандеровцев. Ситуацию для Царьграда прокомментировал научный сотрудник Института европейских исследований в Белграде Стеван Гайич.
Он выразил большие сомнения в том, что ФИФА применит к хорватским болельщикам какие-то серьезные санкции или штрафы. По его словам, на Западе сложилась устойчивая практика, что если неонацизм направлен против сербов или русских, то он вполне допустим.
Гораздо более важный момент, по мнению сербского эксперта, состоит в том, что поступок хорватского футболиста Домагоя Виды, крикнувшего на камеру «Слава Украине!» вскрыл то, что иначе осталось бы без внимания. Например, то, что хорватские футболисты играли в черной форме. Выбор цвета неслучаен: именно в такого же цвета форме хорватские усташи воевали на стороне нацистской Германии во Второй мировой войне, и кстати, отличились особой жестокостью по отношению к славянскому населению.
Кроме того, современные хорватские «усташи» активно сотрудничают с украинскими «бандеровцами» и воюют в Донбассе на стороне Киева в составе нацбатальонов.
Стеван Гайич подчеркнул, что поступок Домагоя Виды — это не отдельный инцидент. Это результат государственной идеологии, где хорваты — это белые арийцы, а сербы и русские — черные цыгане, которые подлежат уничтожению. По мнению эксперта, перед футбольным матчем тренер был должен сказать российским футболистам, что они выходят не просто играть, а сражаться в войне против «бандеровцев», которые называются хорваты.
Едва успели улечься страсти вокруг защитника Домагоя Виды. Теперь на авансцену вышел его напарник по обороне «пламенных», уроженец боснийской Зеницы Деян Ловрен. В сети всплыло видео, записанное в раздевалке хорватской команды после оглушительного разгрома сборной Аргентины в Нижнем Новгороде (3:0) во втором туре группового этапа. Причем ролик распространили по социальным сетям еще 22 июня, однако до ситуации с Видой никто внимания на него не обращал.
И только более двух недель спустя тревогу забила некая этническая боснийка Арнеса Булюсмич-Кастера, проживающая в США.
На доступном в интернете отрывке Ловрен на пару с выходцем из приморского Задара Шиме Врсалько напевает строчку «За дом братьев, за свободу боремся мы!».
Как удалось установить общественной деятельнице, песню, которую исполнили два хорвата, написал бывший боевик Марко Перкович по кличке Томпсон. Полное название композиции — «Bojna Cavoglave».
Во время гражданской войны на территории бывшей Югославии в 1990 годах он сколотил вооруженную группировку и активно противостоял сербским формированиям. Свое прозвище Перкович получил по названию пистолета-пулемета, который всегда носил с собой, периодически пуская в дело.
Сегодня 51-летний Перкович считается в Хорватии популярным музыкантом. Он исполняет песни усташей – движения хорватских фашистов, которое «прославилось» в годы Второй мировой войны беспрецедентными зверствами и военными преступлениями против сотен тысяч сербов, а также цыган, евреев и нелояльных хорватов.
В частности, в своем творчестве Перкович воспевает крупнейший на Балканах лагерь смерти Ясеновац, где в 1941-1945 годах были жестоко убиты и замучены свыше 700 тыс. человек.
Перкович практически не скрывает расистских взглядов, а также полностью одобряет действия существовавшего в те годы марионеточного Независимого государства Хорватия, полностью подконтрольного нацистской Германии. Его лидер, поглавник (вождь) усташей Анте Павелич однажды привел в оторопь даже немецких союзников, выставив перед ними на стол блюдо с выдавленными у мирных граждан глазами.
Во время гражданской войны песни усташей были очень популярны у боевиков, а сегодня составляют репертуар местных националистов, среди которых много футбольных фанатов.
В тексте написанной Перковичем и исполненной дуэтом Ловрен – Врсалько песни содержится, в частности, боевой клич усташей «Za dom spremni!» («За родину – готовы!»). Чуть менее пяти лет назад, в ноябре 2013 года, скандирование этого лозунга вместе с болельщиками посредством мегафона дорого обошлось хорватскому защитнику из предыдущего поколения Йосипу Шимуничу.
История вызвала небывалый резонанс в мире и, в частности, среди антифашистских организаций. Хорватские и немецкие СМИ назвали случившееся на матче Хорватия – Исландия в Загребе «позором», однако сам Шимунич остался при мнении, что не нарушил морально-этических норм.
ФИФА наложила на зачинщика десятиматчевую дисквалификацию и штраф в размере 30 тыс. швейцарских франков. В официальном заявлении ФИФА говорилось, что поведение оборонца «явилось оскорбительным для людей определенной расы, религии или происхождения».
Это заставило футболиста пропустить чемпионат мира – 2014 и завершить профессиональную карьеру.
Что характерно, Шимунич родился в австралийской Канберре и начинал выступления за клубы этой страны. После Второй мировой войны на Зеленый континент перебрались десятки тысяч усташей и членов их семей, спасавшиеся от преследования новой коммунистической властью во главе с маршалом Иосипом Броз Тито, кстати, хорватом по происхождению.
К слову, в сегодняшней сборной Австралии немало представителей данного южнославянского народа. Это и капитан, автор двух голов на ЧМ-2018 Миле Единак, и Томи Юрич, и другие.
Именно болельщики «шашечных» из Австралии организовали еще одну щекотливую ситуацию. Люди, изучавшие фото ультрас из соцсетей, обнаружили среди их национальных стягов знамена с символикой усташей. На одном из таких полотнищ была помещена надпись, доказывавшая принадлежность поклонников фашистов к клубу болельщиков из Сиднея — Sydney United Supporters.
Еще один баннер соответствующего содержания, засветившийся на игре хорватов с нигерийцами в Калининграде (2:0), был изъят службой безопасности благодаря взаимодействию с офицерами из сопровождения сборной Хорватии.
Добавим, что проявления расизма хорватскими болельщиками после этого матча были зафиксированы в Вене, где проживает многочисленная хорватская диаспора.
Нарушители здесь тоже с удовольствием распевали песни Перковича.
Еще один характерный эпизод имел место в квалификации к Евро-2016. Во время отборочного матча со сборной Италии (1:1) на газоне стадиона «Полюд» в Сплите отчетливо проглядывалась нацистская свастика. Первыми тревогу забили представители Итальянской футбольной федерации, разглядевшие запрещенную символику с трибуны.
В перерыве работники арены удалили непристойное изображение. При этом принимающая сторона призналась, что была в курсе рисунка на поле еще до игры.