Кто был лучше, Брюс Ли или Джеки Чан?
Восточные единоборства являются составной частью культурного наследия стран дальневосточного региона. Они – способ передачи опыта поколений. Распространение их по миру стало культурной экспансией, расширением влияния азиатского региона на другие обитаемые области планеты. Один лишь спорт с данной задачей не справился бы. А потому потребовалось кино как одно из самых демократичных искусств. Здесь то и были задействованы культовые фигуры Брюса Ли и Джеки Чана.
Миссия Брюса Ли
Так уж вышло, что родился этот парень в США, в детстве был увезён родителями-китайцами на историческую родину. Там он и впитал в себя философию и образ жизни восточного региона. После второй мировой войны и революции в Китае тамошний культурный центр сместился в Гонконг, где Брюс Ли и сделал свои первые шаги в кино.
В искусстве восточного региона того времени боевые стили и школы преподносились как аллегорическое иносказание. Они были метафорой силы духа, силы национального самосознания. Отсюда, кстати, стычки разных школ (японской и китайской), так эффектно поданные в фильмах, в которых снимался Брюс Ли.
До него подвиги героев преподносились в сказочной марвеловской форме. Герои совершали невероятные для человека прыжки и прочие трюки, которые снимались с помощью канатов и батутов. К тому времени, как на съёмочной площадке появился Брюс Ли, этот способ подачи перестал работать. Публика жаждала реальной драки. И кинематограф Гонконга начал нащупывать новые выразительные средства. Брюс оказался в нужном месте в нужное время со своими талантами и невероятной харизмой.
Он продемонстрировал реальные возможности бойца, без цирковых подпорок. Показал быстроту и силу. Не зря под него замедляли кадр, чтобы зритель мог увидеть, как это всё происходит.
Благородный воин
Брюс Ли создал на экране образ благородного героя, дворянина духа с восточным колоритом. Немногословного, невозмутимого, независимого, справедливого. И влюбил в себя весь мир.
Все захотели быть такими, как Брюс. Многие кинулись изучать восточные единоборства. Даже в таких отдалённых регионах, как США, куда Ли перебрался по праву рождения, вспыхнул жгучий интерес к каратэ, уже подогретый к тому времени ветеранами корейской войны.
Повсеместно открывались школы восточной борьбы, одну из которых возглавлял сам Брюс Ли. Он и в жизни вёл себя как легендарный герой:
- отжимался на одной руке,
- отжимался на двух пальцах одной руки,
- подтягивался на перекладине в трёх разных вариантах,
- толчком ладони впечатывал в стену противника в 2,5 раза тяжелее себя,
- рвал в клочья боксёрские груши одним пинком…
А потом он ушёл так же быстро, как уходят герои, молодым и красивым.
Миссия Джеки Чана
Когда не стало Брюса Ли, стали искать другого героя. Но не находили. Ни у кого не обнаруживалось настолько сильной харизмы.
Джеки Чан оказался одним из тех, кем боссы от кино тоже попробовали заткнуть образовавшуюся брешь. И вышло, но далеко не сразу.
Экспансия восточной культуры перешла к тому времени на новый уровень. Уже было недостаточно одной только фигуры благородного восточного воина. Нужен был положительный образ человека с Востока вообще. Джеки Чан первым уловил тенденцию и первым попробовал создать симпатичный простонародный персонаж.
Ну а поскольку единоборства были частью национальной традиции, то и получился недотёпистый парень из низов общества, преотлично владеющий своим телом в стиле кунг-фу.
Весёлый клоун
Джеки Чан сумел стать не бойцом, играющим в кино, а актёром, играющим бойца.
В шестилетнем возрасте родители отдали Джеки Чана (тогда Чэнь Ганшена) в школу пекинской оперы при Китайском институте оперных исследований в Гонконге. В ней он проучился десять лет. Изучал вокал, танец, пантомиму, другие сценические искусства, занимался акробатикой, кунг-фу. Уже в детском возрасте он снимался в кино в эпизодических ролях.
К моменту окончания Чаном школы искусство пекинской оперы претерпевало упадок. Талантливому парню была одна дорога – в кино. На этом пути он успел пересечься с Брюсом Ли, снялся статистом в его лучших фильмах.
Потом он снимался часто и много: в Гонконге, в США, снова в Гонконге. К своему амплуа комика в мире киношных единоборств он пришёл не сразу, но как только это случилось, имя Джеки Чана стало нарицательным. Прославился он трюками, в массе которых его искусство бойца визуально усиливалось.
Кто круче?
Если сравнивать этих двух актёров с точки зрения того, кто лучший боец, то несомненно выиграет Брюс Ли.
- Эпизоды с Ли снимали, делая 2–3 дубля. Чану, чтобы показать класс, иногда требовалось в сотни раз больше повторений.
- Ли возглавлял свою школу и создал собственный синтетический стиль. Играл каждый раз себя. Джеки Чан просто снимался в роли мастера того единоборства, которое требовалось по сценарию.
- В «Выходе дракона» Ли чуть не убил Чана, не рассчитав усилие. О Джеки профессиональные бойцы, снимавшиеся с ним после гибели Брюса, говорили, что он слишком медленный.
Чан со своими постановочными боями, по сути, вернул кино в жанре восточных единоборств к его изначальной «цирковой» подаче. Но это стал уже другой уровень подачи.
До Брюса Ли снимали, фигурально выражаясь, как силачи поднимают бутафорские гири. Ли заменил их настоящими. Джеки Чан же выступил в роли юмориста, пародирующего силача. Снова взялся за «деревянные гири». Вот только он тягает их так, что зритель уверен: они настоящие.