Tesla и Panasonic будут производить «бисквитные» аккумуляторы
На мероприятии Tesla Battery Day, компания Tesla впервые официально представила аккумуляторные ячейки 4680 собственной разработки. Их сразу же назвали «бисквитными» за характерную форму, похожую на упаковку круглого бисквитного печенья.
После этого компания Tesla сообщила о том, что собирается наладить выпуск таких аккумуляторных ячеек на своем заводе. Теперь компания изменила свое решение и выпуском аккумуляторных батарей 4680 займется японская корпорация Panasonic. Новинка обозначена форматом 4680, где 46 мм — это диаметр, а 80 мм — высота.
Очевидно, Panasonic будет производить аккумуляторы не «вместо», а «вместе» с Tesla, и даже при этом потребность в них все равно гораздо больше планируемых объемов производства. Так Panasonic уже ищет партнеров, на мощностях которых также можно будет наладить сборку 4680. Со временем, элементы 4680 будут использоваться во все большем количестве авто Tesla, так как они дешевле в производстве, чем ныне использующиеся аккумуляторные ячейки, но при этом позволяют повысить емкость готовых тяговых аккумуляторов на величину до 20 процентов.
Самой большой проблемой столь крупных ячеек является их нагрев, но в Tesla решили эту проблему, кардинального переработав компоновку ячейки.
В Tesla отмечают, что увеличение габаритов позволило в разы улучшить основные параметры, но при этом запас хода повысится лишь на 16 процентов. Стоимость таких ячеек на 14 процентов ниже в сравнении с нынешними, но так как для собранной аккумуляторной батареи нужно меньше элементов, то экономия на готовой батарее получается даже больше. К примеру, если сами компоненты аккумулятора для электромобиля стоят условно 100 долларов США за Киловатт-час, то с упаковкой, элементами управления и охлаждения стоимость поднимается уже до 125-130 долларов США за Киловатт-час, так что суммарная экономия при использовании элементов 4680 может достигать 20 или даже 25 процентов.
Но как оценить, много это или мало? Например, если в 2010 году стоимость одного Киловатт-час автомобильной аккумуляторной батареи составляла 1100 долларов США, то в 2019 году — уже 156 долларов США. То есть за 10 лет Киловатт-час стал дешевле на 87 процентов. Сейчас Tesla за несколько лет может снизит стоимость используемых батарей еще на 20-25 процентов и это существенно.
При этом эксперты считают, что стоимость одного Киловатт-час автомобильных аккумуляторов упадет до отметки в 100 долларов США к 2023 году, но в Tesla планируют снизить стоимость аккумуляторов для своих авто в течение этого срока еще больше. Аккумуляторная батарея для современного электромобиля в собранном виде сейчас стоит 10 000-12 000 долларов США, в Tesla рассчитывают на снижение цены до отметки 6000 долларов США и даже ниже. Это, в свою очередь, позволит снизить стоимость электромобилей до уровня обычных авто с двигателем внутреннего сгорания. И как раз применение элементов формата 4680 — ключевое решение, которое позволит Tesla выпустить электромобиль за 25 000 тысяч долларов США. К слову, одним из первых электромобилей компании с ячейками формата 4680 станет инновационная модель Model S Plaid.