Фрески русского художника 30-х годов хотят уничтожить в Сан-Франциско. Ими недовольны защитники индейцев и темнокожих
Как стало известно, городской совет по образованию Сан-Франциско принял решение закрасить фрески на стенах местной средней школы имени Джорджа Вашингтона. А рекомендовала сделать это, сообщает Координационный совет организаций российских соотечественников США (КСОРС), “Reflection and Action Group”, назначенная школьным городским округом Сан-Франциско.
Что такого примечательного в этих росписях и почему это интересно «Русскому миру»? Дело в том, что тринадцать панелей фрески «Жизнь Джорджа Вашингтона» были написаны в 1935 – 1936 годах русским художником-эмигрантом Виктором Арнаутовым.
Мотивы противников фрески кроются вовсе не в русофобии, как кто-то может подумать. Работа Арнаутова 80-летней давности не устраивает защитников прав меньшинств потому что фреска-де «прославляет рабство, геноцид, колонизацию, теорию “явной судьбы” (manifest destiny), превосходство белых … и … угнетение».
Как утверждает знаток творчества русского монументалиста американский профессор Роберт Черный, написавший книгу “Victor Arnautoff and the Politics of Art” («Виктор Арнаутов и Политика искусства», 2017), всё это чистой воды недоразумение. Более того – нежелание видеть очевидного замысла художника.
Так, утверждает профессор Черный в своей биографии, настоящая цель этих росписей состояла вовсе не в прославлении рабства и геноцида, а в том, чтобы подчеркнуть эксплуатацию и угнетение цветных людей в Соединённых Штатах. В своей фреске, описывающей сцены из жизни Джорджа Вашингтона, художник, наоборот, осуждал эти страницы американской истории.
Всё перевёрнуто с ног на голову. Но американским активистам – борцам за права чернокожих и индейцев – дела до этого нет. Они видят лишь канву: вот первый американский президент повелительным жестом отправляет пионеров, вооружённых колонистов на Запад. Поверженный индеец лежит под его ногами.
Или вот: в углу одной из фресок изображены темнокожие рабы, собирающие урожай в родовом поместье Джорджа Вашингтона Маунт-Вернон. Ещё на одной фреске африканцы и африканки чистят кукурузу, работают в кузнице, грузят тюки на корабль, собирают хлопок…
Как всё это трактовать? История? Бесспорно. Да, Джордж Вашингтон, отец-основатель Соединённых Штатов и национальный герой, был плантатором и рабовладельцем, многие из его бывших рабов имели фамилию «Вашингтон». Искусство? Тоже несомненно. Всё так, но только не для американских активистов. Для них всё однозначно – это акты насилия и завоевания, сцены угнетения, и ничего более. А потому эти изображения должны быть преданы забвению – закрашены.
И объяснения тут не помогут. Никакого контекста, никакого скрытого смысла для американских защитников меньшинств, похоже, не существует. Мысль, что автор картины, изображающей, к примеру, подчинение туземцев белым колонизаторам, тем самым протестует против этого явления, сочувствует униженным, им, похоже, и вовсе недоступна.
Фрески Арнаутова не только не должны быть уничтожены, наоборот, не оскорбляя ничьих вкусов, могут использоваться школьными преподавателями для наглядного изучения тех идей «белого превосходства», которые в своё время доминировали в обществе, а затем были им решительно отвергнуты. В этом уверены авторы петиции в защиту фресок русского художника, размещённой на сайте Change.org.
Виктор Михайлович Арнаутов (1896 – 1979) – человек необычной судьбы. Сын православного священника, юность он провёл в Мариуполе, где и начал заниматься живописью. В Первую мировую сражался в составе эскадрона улан, был награждён офицерским Георгиевским крестом. С началом Гражданской войны, проживая в Симбирске, был мобилизован в армию Колчака, с которой отступал до Дальнего Востока. Как и многие белые офицеры, эмигрировал, осев поначалу в Маньчжурии.
В 1925 году художник уезжает в США, где поступает в Калифорнийскую художественную школу. Увлёкшись монументальной живописью, он на время перебирается в Мексику, где становится учеником ведущего мексиканского монументалиста XX века Диего Риверы.
Уже в 30-е годы к художнику приходит признание. В разных городах США неоднократно проходят его персональные выставки, с 1939 по 1963 год он преподаёт в Стэнфорде. Но зов Родины оказался сильнее. В 1961-м Арнаутов впервые посещает СССР, а в 63-м, после выхода на пенсию и смерти жены, возвращается в родной Мариуполь (переименованный в Жданов) и принимает советское гражданство.
В Советском Союзе Арнаутов не оставляет работу, оформляя фресками и мозаиками множество общественных зданий в родном городе. Умер художник уже глубоким стариком, в возрасте 82 лет, в селе Вырица под Ленинградом.
Всегда печально, когда следствием идеологического диктата в обществе становится уничтожение произведений искусства. Вдвойне неприятно слышать об уничтожении работ Виктора Арнаутова нам, русским.
В своё время создание фресок оплатило специальное правительственное агентство, созданное президентом Франклином Рузвельтом в рамках Нового курса, отмечает «Голос русскоязычной Америки», критики высоко оценили живопись Арнаутова. Правда протесты американских правозащитников начались уже в конце 60-х, но тогда удалось достичь компромисса, добавив к работе Арнаутова фрески афроамериканского художника Дьюи Крамплера. Однако требования удалить или спрятать работы советского художника не прекратились.
Нынешний этап кампании против фресок в школе имени Джорджа Вашингтона запустила активист движения за права индейцев, сын которой учится как раз в этой школе. По словам которой, её ребёнок, проходя мимо этих работ, всякий раз опускал глаза. Какой чувствительный мальчик!
По мнению активистки, фрески отображают «американскую историю с точки зрения колонизаторов». Ей вторит Вирджиния Маршалл, президент Союза чернокожих преподавателей Сан-Франциско, вспомнившая о том, как «избивали и вешали на деревьях» её прадеда и прабабку. А значит, работа художника, провисевшая 80 лет и уже ставшая городским достоянием, должна быть уничтожена? Сентиментальность тоже бывает агрессивной. Президент совета по образованию Сан-Франциско Стевон Кук, сам афроамериканец, считает, что изображённые на фресках Арнаутова сцены «оскорбительны для некоторых общин».
Однако есть у работ русского художника и свои защитники, которые, впрочем, оказались в меньшинстве. В Ассоциации выпускников школы имени Джорджа Вашингтона заявили, что фрески Арнаутова — это самое крупное и значительное произведение, созданное в городе в рамках программы Рузвельта. «Фрески Арнаутова должны быть сохранены ради их художественной, исторической и образовательной ценности. Их закраска приведёт к очередному „отбеливанию“ всей правды об американской истории», – уверены члены ассоциации.
Более 400 американских деятелей искусства составили петицию с требованием не трогать работы Арнаутова. Художник-коммунист, уверены они, в своих работах занимался «объективным анализом эксплуатации и колониального насилия». А в городском совете по образованию, проголосовав за уничтожение памятника антирасистской направленности, грубо извратили логику и замысел художника.
К сожалению, защитникам творческого наследия Виктора Арнаутова в Америке убедить в этом чиновников не удалось, несмотря на то, что ими было предложено несколько вариантов, как сохранить роспись нетронутой. Как заявил глава городского совета по образованию, обращаясь к защитникам работы Арнаутова, «если их так задело всё это, пусть закажут свои собственные фрески». Ответ, не предполагающий, кажется, никаких дальнейших дискуссий, как и сомнений в собственной правоте. Всё-таки люди, получившие толику власти, очень похожи в разных странах, не правда ли?
Городской совет по образованию Сан-Франциско уже выделил средства на уничтожение фрески. Деньги, кстати, немалые: по разным оценкам, от 600 до 850 тыс. долларов.