Собянину исполнился 61 год
Этот человек навсегда изменил облик Москвы и запомнился горожанам своими масштабными строительными проектами. При нем Москва действительно стала «резиновой» и поглотило все соседние деревни, жители которых лишились своих родных домов и земельных участков. Построенные им здания называют собянинками.
На их фоне даже хрущёвки, сталинки и брежневки показались комфортабельным и качественным жильём. Сносы домов и захваты земельных участков на которых ныне стоят собянинки сопровождались многочисленными нарушениями и злоупотреблениями.
Сергей Семёнович Собянин родился 21 июня 1958 года в селе Няксимволь, Берёзовский район, Ханты-Мансийский автономный округ, Тюменской области. Известен как один из лидеров партии «Единая Россия», с 2001 года входит в её Высший совет, является членом президиума московского Регионального совета партии.
21 октября 2010 года Сергей Собянин по представлению Дмитрия Медведева был утверждён в должности мэра Москвы голосованием в Мосгордуме. После избрания Собянина мэром в 2011 году в Москве была разработана и утверждена правительством города программа «Градостроительная политика» с целью «формирования благоприятной городской среды жизнедеятельности». Ежегодно формируется 4-летняя адресная инвестиционная программа (АИП) и 3-летняя программа строительства внебюджетных объектов.
Градостроительная политика мэрии Сергея Собянина началась с шагов, направленных на защиту исторической застройки Москвы, однако впоследствии его неоднократно упрекали в лоббировании интересов городского стройкомплекса. Поводом для широкой общественной дискуссии и претензий в адрес мэрии стала инициированная в 2017 года широкомасштабная программа реновации, призванная в перспективе десятилетий расселить районы ветшающего панельного жилья.
Собянин, рассказывая в октябре 2015 года о работе в области градозащиты, заявил, что «Москва за последние годы стала безусловным лидером по восстановлению памятников архитектуры», назвав сохранение культурного наследия одним из приоритетных направлений мэрии. По его словам, было восстановлено 600 объектов, восстановлено 4000 фасадов исторических зданий и сохранено 189 зданий, которые ранее планировалось снести. В частности, был упрощён порядок признания исторических зданий памятниками архитектуры и культуры. В то же время архитектурные эксперты отмечают, что реставрация многих зданий заканчивается созданием «новодела».
Одновременно при Собянине продолжилась практика уничтожения исторических зданий ради нового строительства, за которую сильно критиковался предыдущий мэр Москвы Юрий Лужков. В 2013 году координатор движения «Архнадзор» Рустам Рахматуллин отметил, что с приходом собянинской команды отношение к сохранению памятников изменилось лишь на декларативном уровне: «При Собянине всё продолжается, но меньшими темпами и несколько парадоксальным образом, поскольку изменились декларации». Некоторое снижение уровня строительной активности в центре Москвы Рахматуллин связал с «многолетним общественным запросом» а также с оттоком денег из-за кризиса. При этом он негативно отметил тот факт, что общественным советником Собянина был назначен крупнейший девелопер, владелец строительной корпорации «Баркли» Леонид Казинец, известный тем, что предлагал снести старый город на 70 % и возложил на мэрию ответственность за потерю среди прочих таких исторических объектов, как усадьба Шаховских—Глебовых—Стрешневых, дом Волконского, «Детский мир» на Лубянской площади, Соборная мечеть и здания комплекса Ново-Екатерининской больницы. Практика сноса ценных объектов городской среды под новое строительство продолжалась и последующие годы: так, в 2016 году была снесена конструктивистская Таганская автоматическая телефонная станция, в мае 2017 года — дом Неклюдовой на Малой Бронной.
С октября 2010 года по поручению Собянина начато сокращение числа объектов уличной торговли. Москомархитектура утвердила типовые проекты ларьков, а число точек было уменьшено с 14 тысяч до 9,9 тысяч. К началу 2015 года в Москве работало около 7 тысяч киосков, из них около 2 тысяч — газетные и билетные. Весной 2015 года город заменил 205 частных павильонов на новые, принадлежащие городу. Мэрия сдала их в аренду предпринимателям и к середине 2017 года планирует заменить на государственные оставшиеся 4811 частных киосков. В декабре 2015 года власти Москвы приняли решение о сносе 104 торговых павильонов у станций метро. Правовая коллизия позволила городу признать самостроем объекты на городских коммуникациях, на которые ранее были зарегистрированы права собственности. Снос объектов в ночь на 9 февраля 2016 года вызвал широкий общественный резонанс. В ночь на 29 августа стартовала «вторая очередь» сноса ещё 107 объектов.
В 2011 году в рамках программы благоустройства города был инициирован масштабный проект по замене на тротуарах асфальтобетонного покрытия на плитку по примеру и стандарту городов развитых стран Запада, Дальнего Востока и Китая. Планировалось только в 2011 году направить на эти цели 4 миллиарда рублей и заменить 1,1 миллиона м2 асфальтового покрытия, однако масштаб работ оказался скромнее, и в 2011—2012 годах на эти цели было потрачено 2,5 миллиарда рублей. Предполагалось, что плитка сделает тротуары эстетичнее и более долговечными, а текущий ремонт — более экономичным. Инициатива вызвала нарекание части членов бюджетно-финансовой комиссии Мосгордумы и жителей города. В возражениях депутатов от КПРФ указывалось, что это далеко не первоочередная необходимость, а бюджетные миллиарды можно было бы освоить с большей пользой[110]. Критике подверглись как качество самой плитки, так и аккуратность работ по её укладке: организация «Левый фронт» пикетировала мэрию, а префектура Центрального округа отказалась принимать работы на части улиц. В 2015 году в рамках новой программы «Моя улица», которая предполагает реконструкцию улиц в соответствии с современными стандартами, бетонную плитку на тротуарах начали заменять на гранитные плиты.
В 2014 году выставочный комплекс ВДНХ перешёл в собственность Москвы, с этого момента началась активная реконструкция объекта. Уже в 2015 году состоялось открытие самого большого катка в Европе, рассчитанного на 5 тыс. человек, а в марте 2016 в главном павильоне ВДНХ Собянин открыл горельеф Вучетича «Знаменосцу мира, советскому народу слава!». В 2015 году было завершено благоустройство территории вокруг Новодевичьего монастыря и на Фрунзенской набережной.
При этом отдельные проекты, например, озеленение Тверской улицы за 300 миллионов рублей, становились предметом критики: соучредитель фонда «Городские проекты» Илья Варламов отмечал слабую архитектурную проработку решения, а политик Алексей Навальный во время московской предвыборной кампании в 2013 году прямо обвинял мэрию в неэффективном расходовании средств и коррупционных схемах. В январе 2017 года Алексей Навальный в публикации о покупках украшений для улиц Москвы обвинил Собянина и мэрию Москвы в пятикратном завышении трат при закупке новогодних украшений для улиц города трате средств. Спустя несколько дней после этого Собянин предложил убрать данные о госзакупках Москвы с федерального портала госзакупок, что критиковалось юристами Фонда борьбы с коррупцией.
В декабре 2015 года архитектурный критик Григорий Ревзин отмечал, что при Собянине у Москвы впервые появилась «внятная градостроительная политика», особенно выделяя отмену доставшихся от прошлой мэрии инвестиционных контрактов на 24 миллиона квадратных метров. Новизна политики также в том, что, кроме назревших инвестиций в транспортную систему и реконструкцию инфраструктуры, правительство города при Собянине обратило внимание на общественные пространства. По мнению Ревзина, на символическом уровне «автомобиль репрессирован, пешеход стал главным», что на практике воплотилось, в частности, в переосмысленном парке Культуры и отдыха на Крымском валу, новых набережных Москвы-реки, реконструированных улицах в центре города, где была заужена проезжая часть и появились гранитные тротуары.
В то же время в феврале 2016 года Григорий Ревзин охарактеризовал массовый снос торговых павильонов у метро в Москве концом «собянинского урбанизма» — градостроительной политики с 2010 года, в которой соединились идеи модернизации и отказа от теневой, по его мнению, экономики времён Юрия Лужкова: «До известной степени это напоминает существование городов в феодальной Европе — „воздух Москвы делал свободным“. Формула была следующей — вместо того, чтобы стать европейскими гражданами, вам предлагается стать европейскими горожанами». Однако в 2016 году денег на мирную модернизацию сверху, «когда всем всё компенсировали, со всеми договаривались», стало недостаточно, что и заставило московские власти пойти на «акцию устрашения» в виде ночного сноса павильонов.