Замминистра представил новую концепцию урбанизации городов
В Министерстве экономики и промышленности Республики Узбекистан состоялась неформальная встреча журналистов с заместителем министра экономики и промышленности, директором Агентства урбанизации Джасуром Ариповым.
Основным поводом для встречи стало вынесение на общественное обсуждение «Концепции развития урбанизации в Республике Узбекистан до 2030 года» на Едином портале интерактивных государственных услуг (ЕПИГУ).
Джасур Арипов рассказал о задачах Агентства, среди которых выработка и регулирование единой политики урбанизации с ориентацией на комплексное и устойчивое развитие городов в областях страны.
— Понятие «урбанизация» в нашей стране, к сожалению, пока зачастую ассоциируют со сносами, — говорит Д. Арипов. — На самом деле это комплекс вопросов и действий, включая анализ демографической тенденции, миграционных процессов, занятости населения, экологии, управления земельными ресурсами, развития инфраструктуры. И еще, что очень важно, это процесс повышения роли городов, городской культуры и отношений.
Задачей Агентства является создание стратегической платформы и стратегии развития крупных городов в областях Узбекистана и Республике Каракалпакстан, что позволит сделать их для населения своеобразными центрами притяжения с развитой инфраструктурой, потенциалом для образования, трудоустройства и социальной защиты. Тогда миграция в областях будет иметь больше локальный характер, будет направлена не на столицу, а на крупные города каждой отдельной области. Все это будет способствовать естественному разрастанию и преобразованию городов в настоящие городские агломерации, например, как это произошло с Сеулом.
Как отметил Д. Арипов, своеобразный процесс естественного слияния уже можно наблюдать на примере Ферганы и Маргилана, Намангана и Уйчи, Самарканда и Джамбая.
В процессе создания «Концепции развития урбанизации в Республике Узбекистан до 2030 года» было изучено более 30 концепций и программ из взаимосвязанных отраслей, таких как жилищно-коммунальное обслуживание, строительство, транспортные коммуникации, энергетика, системы образования, здравоохранение и другие. В разработку документа были вовлечены ответственные за эти сектора государственные ведомства, а также эксперты международных организаций АБР и Всемирный банк.
Основное внимание уделялось реализации принципиально новой жилищной политики, которая дополняется развитием социальной, инженерно-коммуникационной, дорожно-транспортной инфраструктуры. Ведь именно от уровня развития городской инфраструктуры зависит объем привлеченных в города инвестиций и естественная миграция сельского населения в города. В этом направлении Концепцией предусматривается к 2030 году повысить обеспеченность городского населения централизованным водоснабжением и природным газом до 90 процентов, жильем до 20 квадратных метров на человека в сравнении с нынешними допустимыми санитарными нормами в 16 квадратных метров, а уровень охвата высшим образованием населения в возрасте 19 лет планируется довести до 50 процентов (сейчас охвачено лишь 20 процентов). Все эти целевые показатели возможно будут пересмотрены в сторону увеличения.
— Концепция подразумевает и рациональное размещение в городах производств и объектов сферы услуг с учетом сравнительных и конкурентных преимуществ отдельных городов и городских агломераций, — говорит Д. Арипов.
Затем на примере Сырдарьинской области он рассказал о вынесенном на обсуждение проекте, который позволит развивать область, используя именно ее естественный потенциал – территориальное расположение. Сегодня сразу через несколько городов области проходят ключевые магистральные транзитные дороги, связывающие Гулистан и Янгиер, Сырдарью и Бахт, Хаваст и Ширин. Все это говорит о возможностях развития придорожной инфраструктуры и строительства крупного транспортного хаба на территории Сырдарьинской области, что даст основу для расширения и развития городов с естественным развитием остальных отраслей.
— Каждый из нас понимает, что реформы без жалоб не проходят, особенно такие масштабные и социально-значимые, как урбанизация, — говорит Д. Арипов. — У меня нет иллюзии, что мы сделаем все легко и быстро. На все вопросы очень трудно сразу найти ответы. Возникает и еще будет возникать немало проблем, недопониманий. Поэтому нам важен диалог с журналистами, которые смогут выслушать, услышать и правильно донести информацию до широких слоев населения, а также, возможно, обеспечат обратную связь.
На прозвучавшие вопросы о тенденции сносов и строительства многочисленных «сити» Д. Арипов ответил, что решение по сносу какого-либо объекта и застроек принимается исходя из стратегии развития населенного пункта. Другое дело, что застройщик не выполняет свои обязательства. И здесь важно понимать особенности каждого частного случая – есть ли реальные предпосылки к сносам, несет ли объект историческое или другое культурное значение. Агентство планирует внедрить новый механизм координации развития населенных пунктов с учетом их полюса роста. Министерства и хокимияты при принятии решений по развитию населенного пункта должны координировать свои действия.
УзА