Самые популярные Южнокорейские праздники
Праздники любят все люди на земле, но больше всего их любят корейцы. Дело в том, что несмотря на наличие, на первый взгляд, «достаточного» количества праздников (девять государственных праздников), при выпадении их на выходные, они не «переносятся» на будние дни, таким образом добрая половина праздников просто «сгорает». Именно поэтому корейцы с особенным трепетом относятся к каждому празднику и стараются провести его красиво, ярко и весело. Корея — это страна, где праздники ценят и уважают.
«Страна утренней свежести» — это образное выражение происходит от слова «Чосон» — названия последнего корейского королевства. «Чо» означает «утро», а «сон» — «светлое».
«Светлое утро» вызывает образ солнца, поднимающегося над рисовыми полями и сжигающего пелену тумана в горах, образ утренней тишины и покоя, когда можно, вдохнув свежего воздуха, зарядиться энергией и подготовиться к трудовому дню в вечно движущейся, постоянно динамичной Корее.
Корея, как и любая страна, прочно ассоциируется с определенными образами.
Во-первых, это национальная одежда Хандбок, которую обязательно надевают на праздники. Во-вторых, здоровая пища пулькоги и кимчи («огненное мясо» и овощи, выдержанные в соленой воде с последующим добавлением специй). В-третьих, корейский алфавит Хангул. Cуществвует даже праздник посвещенный корейскому алфавиту.
Но начнем по порядку.
1 января — Новый год
Новый год в Южной Корее по солнечному календарю отмечается достаточно формально. В основном, все стараются использовать нерабочие дни для встреч с друзьями и родственниками. Помимо украшенных елок, Санта-Клаусов, суеты вокруг прилавков с новогодними открытками и подарками, улицы радуют глаз плакатами, замененными на время праздников с «Мы все должны упорно работать» на пожелания «Побольше счастья в новом году». Кто-то уходит в горы, на вершинах которых встречает первый рассвет нового года, кто-то едет к близким друзьям и родственникам.
Новый год по лунному календарю.
Новый год — самый длинный и самый важный праздник в китайском календаре (лунном). Фестивали, гуляния, приуроченные к этому празднику, длятся 15 дней. Нередко Новый год по лунному календарю называют «китайским», потому что его празднование распространилось по Азии, а в дальнейшем и по миру, именно из Поднебесной. Более того, в большинстве стран, отмечающих этот праздник, «китайский» Новый год является государственным праздником и радостным событием для представителей всех национальностей и конфессий.
Новогодний ужин — главная новогодняя традиция. Причем на столе должно быть как можно больше блюд. Согласно традиции, в праздничную ночь за столом присутствуют духи предков, которые являются полноправными участниками торжества. Все последующие дни принято навещать с поздравлениями родственников и друзей. Также в этот период устраиваются традиционные массовые гулянья — костюмированные пляски и маскарадные уличные шествия.
1 марта — День движения за независимость Кореи.
Ежегодно 1 марта в Южной Корее отмечается День движения за независимость (Independence Movement Day — Samiljol) в честь провозглашения независимости от колониального господства Японии и официального начала пассивного движения сопротивления. В марте 1919 года в Сеуле была опубликована Декларация независимости. Декларация была подписана 33 патриотами Южной Кореи и зачитана в парке Пагода (теперь — Парк Тапголь) Сеула. По всей Корее прокатилась волна демонстраций, которые продемонстрировали всему миру стремление корейцев к суверенности.
5 апреля — День посадки деревьев В Южной Корее.
День посадки деревьев (Arbor Day, кор. Sikmogil) был установлен в связи с проводившейся правительством Пак Чжон Хи кампанией восстановления корейских лесов. Как известно, эта кампания была чрезвычайно успешной. До 2005 года этот день был государственным выходным в стране, но и сейчас сохранились традиции празднования. В этот день многие жители Южной Кореи принимают участие в работах по озеленению своих районов, высадке леса в горах. В невисокосные годы День посадки деревьев совпадает с одним из важных корейских праздников — фестивалем Холодной пищи (Cold Food Festival), который в Корее называют Хансиком (Hansik), что дословно и означает «холодная пища». В наше время люди отмечают Хансик, связывая его с приглашением теплой погоды, которая растопит замерзшую землю. В день Хансика с самого утра корейцы семьями посещают могилы своих предков. Так как в этот же день отмечается День посадки деревьев, то кладбища заполнены родными и родственниками, сажающими деревья вокруг могил. В невисокосные годы Хансик приходится на 105 день после дня зимнего солнцестояния. В это время года небо становится чище и яснее, фермеры выходят на поля, чтобы бросить в землю первые семена и полить водой рисовые участки.
Считается, что традиция принимать в этот день холодную пищу пришла из Китая, но в последнее время традиции, описанные в китайской легенде, постепенно забываются.
5 мая — День детей в Южной Корее.
Название праздника по-корейски звучит: «Орини наль».
Государственным праздником этот день стал с 1923 года благодаря общественному педагогу Банг Джонг-Хвану, предложившему утвердить 1 мая Днем детей. С 1946 года праздник стал отмечаться 5 мая, выходным днем стал с 1975 года. Во всех городах и селах проводятся массовые развлекательные мероприятия, спортивные состязания, героями которых, конечно же, являются дети.
10 мая — День рождения Будды в Южной Корее.
День рождения Будды (Buddha’s Birthday) празднуется в некоторых странах Восточной Азии в восьмой день четвертого лунного месяца. В Республике Корея этот праздник стал официальным выходным днем в 1975 году. В этот день корейцы посещают буддийские храмы, чтобы помолиться за здравие и удачу в жизни. Во многих городах проходят праздничные шествия с красочными фонарями в форме лотоса.
Такими фонарями украшаются и буддийские храмы, позволяя любоваться красочной картиной в течении целого месяца. Фонари вывешиваются вдоль улиц, закрывая практически все свободное пространство. В День рождения Будды во многих храмах устраиваются благотворительные обеды и угощения чаем, на которые приглашаются все желающие посетители. День рождения Будды также официально отмечается в Макао и Гонконге. А вот в Японии, которая в 1873 году перешла на Григорианский календарь, День рождения Будды отмечается 8 апреля и не является ни официальным, ни большим праздником.
17 июля — День Конституции в Южной Корее.
День Конституции в Южной Корее (Constitution Day in South Korea) ежегодно отмечается 17 июля — это день провозглашения Конституции страны в 1948 году. Официально день Конституции был утвержден 1 октября 1948 года после введения в действия закона об общественных праздниках страны. Первая Республика Южная Корея была формально основана 18 августа 1948 года. Начиная с 2008 года, День Конституции не является выходным днем для рабочих и служащих, хотя считается праздничным. В этот день никаких особых мероприятий за исключением официальных торжеств в Сеуле и больших городах Южной Кореи, не проводится. Также на протяжении многих лет традиционными стали марафонские забеги, проводящиеся в разных уголках страны.
Историческая справка.
История Южной Кореи начинается с советско-американского соглашения в конце лета 1945 года о разделении сфер влияния на полуострове. По этому договору часть Кореи южнее 38 параллели переходила под юрисдикцию США, северная же — под юрисдикцию Советского Союза. В истории страны чередовались периоды демократического и авторитарного управления. Со времени своего основания Южная Корея прошла большой путь в развитии своего образования, экономики и культуры. В 1960-х годах страна была одной из беднейших в регионе, тогда как сейчас — это развитое промышленное государство.
12 сентября — Чхусок.
Осенний праздник Чхусок (Chuseok) — день полнолуния, является, наверное, праздником, которого с наибольшим нетерпением ждут все жители современной Кореи. Чхусок отмечается в 15-й день 8-го лунного месяца. Но если говорить более точно, то Чхусок длится три дня — первый и третий день фестиваля проходят за сборами и в дороге. Кульминацией праздника является средний день — 15-й день 8-го лунного месяца. Автомагистрали заполнены бесконечными вереницами машин, а почти все учреждения и магазины закрываются на три дня. Семьи собираются вместе, отдают дань памяти ушедшим в мир иной родственникам и посещают их могилы. Все стремятся отметить праздник Чхусок в родных местах. Заказы билетов на самолеты и поезда обычно делают предварительно за несколько месяцев до праздника. Чхусок наряду с Соллаль является одним из самых важных праздников в году, это праздник урожая и благодарности земле за ее щедрость. Люди приезжают в дома своих родителей, чтобы провести вместе этот праздник.
3 октября — День основания государства в Южной Корее.
Ежегодно 3 октября в Южной Корее отмечается один из главных государственных праздников — День основания государства (National Foundation Day in South Korea). Этот день — официальный выходной в стране, день, когда поднимается государственный флаг. День основания государства является одним из 5 национальных праздников, установленных Законом о национальных праздничных днях в 1949 году. Праздник установлен в честь образования первого государства корейской нации в 2333 году до нашей эры легендарным королем-богом Тангун Вангомом (Dangun Wanggeom). Тангун был сыном небесного владыки и превратившийся в женщину-медведицу, якобы, и основал государство Древний Чосон (Gojoseon). В день праздника простая церемония проводится на алтаре вершины горы Мани (Mani Mountain) на острове Ганхва-до. Согласно легенде, этот алтарь был поставлен туда самим Тангуном в знак благодарности его отцу и деду на небесах.
8 октября — Международный Фестиваль Фейерверков в Сеуле.
Международный Фестиваль Фейерверков в Сеуле (Seoul International Firework Festival) – крупное культурное событие Южной Кореи, которое проводится каждый год в октябре, начиная с 2000 года, где лучшие пиротехники мира создают неповторимую атмосферу праздника и красоты.
Для участия в фестивале традиционно съезжаются команды специалистов по фейерверкам из разных стран. Здесь они демонстрируют зрителям не только зрелищные салюты, но и последние разработки в области пиротехнических технологий и фейерверочного искусства.
История фейерверков («фейерверк» – означает «огне действие») насчитывает не одну сотню лет. Многие народы с глубокой древности украшали свои праздники огненно-световыми эффектами – изначально это были большие костры или множество мелких огоньков. Но письменные источники прошлого сохранили мало сведений о подобных световых зрелищах разных народов.
Коренной переворот в искусстве создания пиротехнического огня и управления им, безусловно, произошел, когда мудрые китайцы изобретали порох и стали его широко применять не только в военном деле, но и в проведении празднеств. Хотя точная дата изобретения неизвестна, но китайцы еще до 9 века использовали бамбуковые хлопушки для изгнания злых духов.
В Европе и России применение пороха для артиллерии было известно уже к середине 14 века. Практически одновременно он стал применяться и для устройства фейерверков. Лучшими мастерами в данном искусстве в 14-15 веках по праву считались итальянцы. Роскошные и дорогостоящие фейерверки устраивались, как правило, в особо торжественных случаях, таких, как коронация царствующих особ, их дни рождения, главные религиозные праздники. Иллюминация в то время приобретала все большую популярность, а в начале 16 века даже была опубликована первая книга по пиротехнике и устройству фейерверков, автором которой был Ваноччио Берингуччи. Ему же принадлежит высказывание: «Фейерверк длится не дольше, чем поцелуй возлюбленной, зато обходится дороже, чем содержание любовницы». Таким образом, уже начиная с 16 века о фейерверках можно говорить, как о виде массового зрелищного искусства. В России целенаправленно на государственном уровне устройством фейерверков стали заниматься при Иване Грозном. Тогда в стрелецком полку даже была введена должность «порохового заведующего», в чьи обязанности, помимо военных, входило также изготовление и запуск фейерверков. При дворе царя Михаила Федоровича была учреждена особая «потешная палата», организовывавшая разные развлечения, в том числе и «огненные потехи». К концу 17 века интерес к пиротехническим развлечениям проявился у многих дворян. Сжиганием фейерверков увлекались князья Ф.Ю.Ромодановский, В.В.Голицын, боярин П.В.Шереметев и другие. Но настоящая мода на фейерверки пришла в Россию только с началом правления Петра I. Следует отметить, что русские пиротехники умели уже тогда не хуже своих иноземных коллег изготовлять и устраивать «огненные шоу». Деятельность основанного Петром I ракетного заведения позволила существенно улучшить качество и разнообразие пиротехнических составов.
Постепенно огненно-световые представления совершенствовались и, в конце концов, стали тем, что мы сейчас называем фейерверками. Во всем мире любовь к фейерверкам не остывает ни на секунду. Большую роль в их популяризации играют различные фестивали, проводимые во многих странах. Но, пожалуй, одно из самых грандиозных событий такого плана – фестиваль фейерверков в Сеуле – мероприятие международного масштаба, которое может увидеть любой желающий.
Это важное событие в мире любителей и профессионалов пиротехников традиционно проходит в корейской столице субботним вечером (обычно с 19 до 22 часов) на берегу реки Ханган, в парке на острове Ёоидо (Yeoido). Команды из разных стран мира – Японии, Китая, Кореи, США, Австралии, Италии, Канады, Гонконга и других – представляют зрителям свои фейерверки. Интересно, что каждая команда показывает шоу с уникальной национальной тематикой. Причем все это феерическое огненное зрелище происходит под музыку. Пиротехнические показы сопровождаются музыкальными произведениями различных жанров, включая рок, поп-музыку и бессмертные творения классических композиторов. В целом на протяжении всего фестиваля запускается более 50 тысяч фейерверков.
Фестиваль дарит жителям и гостям города не только незабываемое феерическое шоу, кроме того, во время праздника можно посмотреть красивые лазерные шоу, удивительное световое представление, выступления артистов и популярных звезд корейской эстрады. Осенью в Корее вообще проводится множество фестивалей, а поскольку это еще и время сбора урожая, на фестивалях всегда есть много вкусных угощений, чтобы посетители могли подкрепиться во время веселья. Международный фестиваль фейерверков в Сеуле, который озаряет осенний небосклон корейской столицы яркими огнями и привлекает более миллиона посетителей каждый год, несомненно, является наиболее ярким и зрелищным. Ведь фейерверк – удивительное и потрясающее зрелище. Живет он считанные мгновения, но всегда надолго остается в памяти как спутник праздника и радостного настроения.
9 октября — День провозглашения корейского алфавита.
9 октября в Южной Корее отмечается День провозглашения корейского алфавита (Hangul Proclamation Day). Исконный алфавит Корейского языка называют Hangul (Хангыль), и сегодня празднуют его создание и провозглашение в стране королем Седжоном Великим (King Sejong the Great).
Король Седжон обнародовал публикацию документа, представляющего новый алфавит, в 1446 году в девятом месяце по лунному календарю. В 1926 году Общество корейского алфавита (Hangul Society) отмечало 480 годовщину декларирования корейского алфавита в последний день девятого месяца по лунному календарю, который совпадает с 4 ноября по Григореанскому календарю. В 1931 году празднование было перенесено на 29 октября по Григореанскому календарю. В 1934 году дата праздника была вновь перенесена на 28 октября в связи с тем, что поступало много претензий, в которых отмечалось, что в 1449 году в обращении был Юлианский календарь.
В 1940 году был обнаружен первоисточник документа, сообщающий, что новый алфавит был оглашен в течении первых десяти дней девятого лунного месяца. Десятый день девятого лунного месяца в 1446 году соответствовал 9 октября 1446 года по Юлианскому календарю. В 1945 году правительство Южной Кореи официально установило День провозглашения корейского алфавита на 9 октября. Этот день у работников государственных учреждений стал выходным. Статус государственного праздника день потерял в 1991 году под давлением большого числа работодателей, выступавших против увеличения нерабочих дней. Но, тем не менее, День корейского алфавита и сегодня сохраняет статус национального праздничного дня. Общество корейского алфавита выступает за возрождение празднования на государственном уровне, но пока с недостаточной настойчивостью. Как и раньше, в День корейской письменности проходят разнообразные праздничные мероприятия, посвященные национальной культуре и литературе. Многие лингвисты за рубежом и любители корейского языка также присоединяются к праздничным мероприятиям.
25 декабря — Рождество Христово у западных христиан.
Рождество является великим праздником, установленным в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме. Рождество Христово — один из важнейших христианских праздников и государственный праздник в более чем 100 странах мира. 25 декабря — Рождество Христово празднуют не только католики, но и православные большинства стран мира, лютеране и другие протестантские конфессии.
Первые сведения о праздновании христианами Рождества относятся к 4 веку. Вопрос о реальной дате рождения Иисуса Христа является спорным и неоднозначно решенным среди церковных авторов. Возможно, выбор 25 декабря связан с приходившимся на этот день языческим солярным праздником «Рождения Солнца Непобедимого», который после принятия в Риме христианства наполнился новым содержанием.
Согласно одной из современных гипотез, выбор даты Рождества произошел по причине одновременного празднования ранними христианами Боговоплощения (зачатия Христа) и Пасхи. Соответственно, в результате прибавления к этой дате (25 марта) девяти месяцев, Рождество пришлось на день зимнего солнцестояния. Праздник Рождества Христова имеет пять дней предпразднества (с 20 по 24 декабря) и шесть дней попразднества. В канун, или в день навечерия праздника (24 декабря) соблюдается особо строгий пост, получивший название сочельник, так как в этот день употребляется в пищу сочиво — сваренные с медом пшеничные или ячменные зерна. По традиции, пост сочельника заканчивается с появлением на небе первой вечерней звезды. В навечерие праздника вспоминаются ветхозаветные пророчества и события, относящиеся к Рождеству Спасителя. Рождественские богослужения совершаются три раза: в полночь, на заре и днем, что символизирует Рождество Христово в лоне Бога Отца, во чреве Богоматери и в душе каждого христианина.
В 13 веке, во времена святого Франциска Ассизского, появился обычай выставлять в храмах для поклонения ясли, в которые помещается фигурка Младенца Иисуса. Со временем ясли стали ставить перед РОждеством не только в храмах, но и в домах. Домашние сантоны — макеты в застекленных ящиках изображают грот, а в яслях лежит младенец Иисус. Рядом с ним Богоматерь, Иосиф, ангел, пришедшие на поклонение пастухи, а также животные — бык, осел. Изображаются также целые сценки из народного быта: например, рядом со святым семейством помещают крестьян в народных костюмах.
Церковные и народные обычаи гармонично сплелись в праздновании Рождества. В католических странах хорошо известен обычай колядования — хождения по домам детей и молодежи с песнями и добрыми пожеланиями. В ответ колядующие получают подарки: колбасу, жареные каштаны, фрукты, яйца, пирожки, сладости. Скупых хозяев высмеивают и грозят им бедами. В процессиях участвуют различные маски, ряженые в шкуры животных, это действо сопровождается шумным весельем. Обычай этот неоднократно осуждался церковными властями как языческий, и постепенно с колядками стали ходить только к родственникам, соседям и близким друзьям. О пережитках языческого культа солнца в рождественских святках свидетельствует традиция зажигания обрядового огня в домашнем очаге — «рождественского полена». Полено торжественно, соблюдая различные церемонии, вносили в дом, поджигали, одновременно творя молитву и вырезая на нем крест (попытка примирить языческий обряд с христианской религией). Полено посыпали зерном, поливали медом, вином и маслом, клали на него кусочки еды, обращались к нему как к живому существу, поднимали в его честь бокалы вина. В дни празднования Рождества установился обычай преломлять «рождественский хлеб» — особые пресные облатки, освящаемые в храмах во время Адвента — и вкушать его как перед праздничной трапезой, так и во время приветствий и поздравлений друг друга с праздником. Характерным элементом праздника Рождества является обычай устанавливать в домах наряженное дерево ели. Эта языческая традиция зародилась у германских народов, в обрядовости которых ель была символом жизни и плодородия. С распространением христианства среди народов Центральной и Северной Европы украшенная разноцветными шарами ель обретает новую символику: ее стали устанавливать в домах 24 декабря, как символ райского древа с изобильными плодами.