Старая еврейская махалля в Бухаре может исчезнуть

            Всемирный фонд защиты памятников составил список из 25 объектов культурного наследия, которые могут исчезнуть в ближайшем будущем. В него вошли и дома в старой еврейской махалле в Бухаре.

Первые евреи появились в Средней Азии ещё до основания Бухары, порядка 2500 лет назад. К началу ХХ века в Бухаре жило около 8 тысяч евреев (12% населения города).

К моменту репатриации в конце 1970-х годов бухарских евреев было около 50 тысяч человек. Самая большая община бухарских евреев сейчас находится в США в окрестностях Форест-Хиллз возле Нью-Йорка. При этом в Бухаре, по разным оценкам, остается не больше 200 бухарских евреев.

Еврейский квартал состоял когда-то из трёх больших махаллей – Кухна-Махалля («Старая»), Нав-Махалля («Новая») и Амиробад («Эмиргород»). Он расположен в историческом центре Бухары, который в 1993 году был включен в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Из-за массового отъезда евреев их махалля находится под угрозой исчезновения.

Всего в список попали 25 памятников, между которыми будет разделена сумма в 1,6 миллиона долларов, которую предоставляют спонсоры Всемирного фонда. Сама организация появилась в 1965 году, а с 1996 года каждые два года публикует списки монументов под угрозой исчезновения.

One thought on “Старая еврейская махалля в Бухаре может исчезнуть

  • 05.11.2019 в 11:47
    Permalink

    Все это также негативно повлияло на жизнь бухарских евреев. Отрезанные от окружающего мира и живя почти в полном бесправии они постоянно подвергались фанатическим издевательствам местных властей, которые в свою очередь подстрекались мусульманским духовенством. Власть, духовенство и простой необразованный народ смотрели на евреев как на чужаков, которые в океане исламского мира не хотели терять свою религию, а с ней и свою обособленность. Евреи жили отдельно в своих кварталах, стараясь без нужды не выходить из их пределов, так как могли подвергнуться издевательствам толпы. Единственная надежда была на ханов и эмиров Бухары, но и они нередко становились участниками злодеяний по отношению к евреям. Часто перед евреями ставилось условие: смерть или ислам. До наших дней дошло не мало историй когда евреи отказывались от выбора ислама и гибли мученической смертью. Другие же, более слабые душой или ради сохранения семьи переходили в ислам. Эти люди были известны под названием «Чала». «Чала» в тайне продолжали соблюдать еврейские обряды, но и ходили в мечеть, чтобы не создавать подозрений среди мусульман. Их жизнь была очень тяжелой и мучительной, им не доверяли ни евреи, ни мусульмане. Женились они только между собой и жили в основном бедно. Другие же в погоне за выгодами ислама полностью забывали иудаизм, и вскоре терялись среди народов Средней Азии. И сейчас среди Таджиков и Узбеков очень многие утверждают, что их предки были евреи. К середине 18 века, бухарские евреи были в жалком положении и их существование было под угрозой. Упадок бухарского еврейства также отразился на экономической деятельности народа, основными занятиями которого в те времена стали мелкая торговля, крашение шелка и различные ремесла. Героизм еврейских мучеников и тяжелую жизнь тех времен немало описывают в своих литературных произведениях бухарско-еврейские писатели того времени Юсуф Яхуди и Ибрагим Ибн Абджил Гейр. Они также перевели на бухарско-еврейский язык немало библейских рассказов и историй.

    Ответ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.