Песня без слов
…Начинается урок. Дети рассаживаются на стульях вокруг пианино, учитель несколькими уверенными движениями подает им знак о начале занятия, и все в полной готовности, сосредоточенно ожидают. Плавно и изящно пальцы учителя начинают скользить по клавишам, и прекрасная музыка разливается по кабинету, лица детей преображаются – они увлечены знакомым мотивом. Кажется, они пытаются прошептать слова какой-то песни, той, которую они никогда не смогут услышать, ведь все они являются воспитанниками Ташкентской городской специализированной школы-интерната для глухих детей № 101.
Подобная картина способна навсегда изменить восприятие ее очевидца и заставить по-новому оценить окружающий нас мир звуков и эмоций. Впервые попав на один из таких уроков сложно остаться прежним. Нечто в тебе навсегда меняется, и ты как будто становишься лучше и мудрее. Нарушение слуха или его полная потеря у ребенка является одним из самых печальных диагнозов для его родителей. Трудно смириться с тем, что маленький человечек на всю жизнь лишен возможности воспринимать такой богатый и разнообразный мир звуков. Но гораздо больнее осознавать, что недуг возводит между малышом и окружающими людьми незримую преграду.
Для ее преодоления создана система воспитания и адаптации таких детей, в рамках которой они могут найти пути взаимодействия с внешним миром, обрести уверенность в своих силах, обнаружить своё призвание, склонности и таланты. В этом нелегком даже для абсолютно здорово человека занятии им помогают творческие проекты, реализуемые некоммерческими организациями и группами волонтеров.
– К нашим детям мы относимся с добротой и отзывчивостью, самым сложным всегда является завоевать доверие ребенка, а для этого необходимо их любить и заботиться о них, – сказала директор Ташкентской городской специализированной школы интерната для глухих детей № 101 Гульчехра Ахрарова. – Сейчас здесь живут 204 ребенка с полной глухотой, и к каждому нужен индивидуальный подход. Практически у всех наших воспитанников есть родители, которые забирают их из интерната на выходные. Больше половины родителей наших детей являются такими же инвалидами.
В интернате для детей создана специальная система образования и социально-культурной адаптации. Здесь преподают те же самые предметы, что и в общеобразовательных школах, за исключением музыки и иностранных языков, которые заменены специализированными предметами, такими, как язык жестов, чтение вслух, развитие речи, самостоятельная письменная речь, мимико-жестовая речь, а также уроки индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия и правильного произношения. Повышенное внимание уделяется урокам труда, по пять часов в неделю они занимаются в мастерских. Девочки здесь становятся настоящими мастерицами, обучаясь кройке и шитью одежды, а столярные инструменты в руках мальчишек творят настоящие чудеса, и трудно поверить, что подобное смог сделать ребенок.
Для ребят в интернате открыты секции и кружки, в которых они могут заниматься такими видами спорта, как таэквондо, самбо, баскетбол, футбол, волейбол, теннис, легкая атлетика, шахматы, шашки, посещать кружки танцев народов мира, хореографии. Среди многих благородных инициатив претворенных в жизнь волонтерами в Ташкентской городской специализированной школе-интернате для глухих детей № 101 своим новаторским подходом и креативностью отличается проект Спортивно-театрального коллектива «Каскад». Его творческий коллектив на протяжении последних 30 лет организует красочные выступления во многих городах России, Узбекистана и Казахстана. Большинство воспитанников этого театра, вобрав в себя все богатство русских театральных традиции, связали свою жизнь со сценой, кинематографом или отрыли свое призвание в каскадерской профессии. С распадом СССР люди были разделены границами образовавшихся государств и истинным мостиком между культурами и народами стал русский театр, островки которого можно найти в каждом государстве СНГ. Театр «Каскад» — настоящая кузница кадров, воспитавшая сотни высококвалифицированных специалистов, многие из которых сейчас работают на российских, белорусских, казахских и узбекских киностудиях.
Члены Спортивно-театрального коллектива «Каскад» — творческие и креативные люди, которые берутся за реализацию самых сложных задумок и проектов. Идея появления нового театра, все актеры которого будут детьми с проблемами со слухом возникла у них случайно, после посещения Ташкентской городской специализированной школы интерната для глухих детей № 101. Этот визит настолько поразил актеров, что они решили во чтобы то ни стало показать другим людям насколько могут быть талантливыми и обаятельными эти дети, которых многие считают «ограниченными». С большим воодушевлением, желая получить ценные советы и напутствия, они начали делиться своей задумкой с сотрудниками волонтерских организаций, работающих с детьми с проблемами со слухом. Реакция, казалось бы, опытных специалистов сильно разочаровала актеров. Все они в один голос повторяли о задержке в развитии таких детей, их ограниченности и сложностях в обучении.
Вопреки мнению экспертов проект был запущен и дети с неподдельным энтузиазмом посещали все его занятия. В отличии от классического обучения, выстраиваемого на основе звуков эти уроки были направлены на изучение движений. Показать жестами эмоции, звук или слово – вот истинное испытание для актера. Поскольку дети не могли произносить реплики или участвовать в диалогах бессменный руководитель театра Валера Раджабов написал специально для них новый сценарий. Изложенная в нем сказка повествовала о сестрах, путешествующих по миру, чтобы найти лекарство для своей больной матери. В своих странствиях они встречают уникальных персонажей, помогают новым друзьям, попавшим в беду и понимают что главное в жизни – это дружба и согласие между людьми. Одним из самых ярких персонажей сказки, который был заимствован из древней китайской легенды стала маленькая немая девочка. Чтобы вернуть ей голос сестры совершают опасное путешествие и все же приносят ей целебный эликсир. В этой отдельной истории отразилась заветная мечта каждого ребенка с подобным недугом. Но, к сожалению в мире пока нет подобного волшебного эликсира и эти дети вынуждены приспосабливаться к наложенным на них природой ограничениям.
В работе нового театра свои таланты смогли применить и дети не имеющие актерских способностей. Среди юных воспитанников интерната нашлось много одаренных портных, костюмеров и плотников, которые своими собственными маленькими детскими ручками изготовили великолепные костюмы и декорации. Так труппа нового театра разрасталась, пока в нее не вошли практически все дети, обучающиеся в интернате.
Немаловажно, что некоторые из занятий вели люди с такими же ограниченными возможностями. Тренеры интерната Эльвира Лигай и Даврон Хидиров, как никто другой, могут найти общий язык с детьми, привить им любовь к спорту, на личном примере продемонстрировать волю в достижении поставленных целей.
После перенесенной в раннем детстве болезни Даврон Хидиров полностью оглох, но, несмотря на это, он ни в чем и никогда не уступал своим сверстникам. Учился в обычной школе и был одним из лучших учеников в классе, после окончания колледжа Даврон поступил в Узбекский государственный институт физической культуры и с успехом его закончил. Он много лет занимается таэквондо и имеет черный пояс второй степени. На 21-х Дельфийских играх – спортивных соревнованиях среди людей с нарушением слуха, в столице китайского Тайваня Тайбэе, в которых участвовали около 4000 спортсменов из 81 страны, Даврон стал бронзовым призером в весовой категории до 58 килограммов. После этого он был назван спортсменом года в Узбекистане. Преподает здесь уже девять лет.
В течении шести месяцев, три раза в неделю по два часа дети осваивали актерское мастерство и изучали акробатические движения и приемы. Чтобы подготовить сцену для премьеры и освещение ушел еще один месяц, но результат того стоил. Переполненный зал и десятки гостей из государственных организации и учреждений, различных проектов ПРООН и международных организаций по защите прав детей и людей с ограниченными возможностями.
Нестандартной актерской игрой и неподдельными эмоциями дети, к которым большинство людей предпочитают относиться с сочувствием, покорили публику и не одно из сердец не осталось не задето. В завершении театрального действия, прозвучал финальный мотив и по щекам большинства зрителей покатились слезы.
Только когда затухли софиты стало понятно, сколько радости принесло детям представление. Не имея возможности общаться звуками они рассказали столь близкую им историю. Это и есть настоящая «Песня без слов», задевающая за душу и сердце.
Роман Бондарчук